Сувенирная гжель

69

Гжель является одним из традиционных центров изготовления керамики в России. С давних пор данное место славилось собственными глинами. Сувенирная гжель из различных сортов глины ведется здесь с 17 столетия. До середины 18 века Гжелью производилась традиционная для тех пор гончарная посуда и трубы, кирпич, изразцы, вместе с примитивными детскими игрушками. Все это поступало в столицу. К 1813 году в Гжели имелось 25 производств по выпуску посуды.

В начале 19 века, когда произошло обнаружение серой светлой глины возле Минино, в Гжели начали производить полуфаянс, в виде кувшинов, квасников и кумганов. С середины того же века началось внедрение в продукцию росписи синей краской, но полуфаянс имел грубую структуру и низкую прочность.

Настенные декоративные элементы из гжеля дополнили ассортимент посуды, также начались изготовляться разнообразные игрушки и статуэтки, имитирующие русский быт. Можно было приобрести блестящих белых лошадей, птиц, всадников, кукол, небольшую посуду, и все это было расписано разнообразными красками, с соблюдением народного стиля. Нанесение красок производилось кистью, а в качестве мотивов для росписи выступали листья, декоративные цветы и травы.

Различная традиционная продукция в виде кувшинов, блюд и кумганов, постоянно дополнялась, фарфор начали использовать при производстве чернильниц, молочников, чашек, масленок, чайниц, подсвечников. Многоцветной кистевой росписью с золотом украшались вазы для цветов, чайные сервизы, а посудные изделия были дополнены жанровой скульптурой.

В наши дни местный музей базируется на историческом ремесленном центре, и здесь посетители получают шанс познакомиться с тайнами производства майолики и фарфора. Производственные цеха производят демонстрацию процесса производства гжельской продукции, рассказывают о технологическом процессе, специфике традиционной росписи, а также предоставляют возможность принять участие в производстве подарков на память своими руками.

Современную методику фарфорной росписи подглазурным видом кобальта можно сравнить с приемами росписи, применяемой для полуфаянса в 19 веке. Наносимая до глазурирования роспись остается навсегда, скрываясь стекловидным глазурным слоем, без истирания или потемнения. В то же время, данные изделия буквально озаряют окружающие предметы собственной белизной с яркой синевой.