Когда в стране эпидемия инфекционных заболеваний, логично предположить, что в созданных штабах и комиссиях будут работать не только эпидемиологи, но и инфекционисты. Каково же было удивление, когда Жанна Ивановна Возианова — академик, ученый с мировым именем, отрицательно покачала головой: «Нас уже давно никуда не приглашают — ни меня, ни сотрудников кафедры инфекционных болезней Национального медицинского университета им. А.Богомольца. Не пришлись ко двору! Весной, правда, меня спрашивали по поводу подготовки к эпидемии нового гриппа. Я считаю, что мы совсем не готовы, необходимо начинать практически с нуля. Возьмите многомиллионную столицу — заразную поликлинику на местности Александровской поликлиники издавна закрыли на капремонт, обещали открыть два либо даже три года вспять, но территория уже поросла бурьянами, издавна не ведутся никакие работы. На весь город меньше 200 заразных коек — куда госпитализировать нездоровых?! Как выручать томных, когда в распоряжении инфекционистов всего 10 реанимационных коек?! Прогноз головного муниципального санитарного доктора — переболеет каждый 4-ый. А оздоровеет?! На собственной базе мы имели возможность оперативно делать анализы, приглашать профессионалов из других отделений и кафедр на консилиумы, как сейчас это делать, когда все разбросано по городку?! За последние годы вышло резкое сокращение заразных коек в почти всех областях, при этом не только лишь взрослых, да и детских, закрывают целые отделения. Я не один раз поднимала этот вопрос и в Академии мед наук, и в мэрии, выступала на ученом совете в Министерстве здравоохранения, но так и не смогла достигнуть подабающего внимания к заразным болезням. У нас нередко объявляли эпидемию и карантин в школах, когда в отделении не было ни 1-го варианта гриппа. Когда люди хворают ОРВИ, они почти всегда обходятся без госпитализации, вот и сложилось превратное мировоззрение, что без заразных коек возможно обойтись. Меня поэтому и не приглашают в министерство — я их огорчаю собственной информацией, всякий раз требую начинать всякую программку с детализированного анализа ситуации, говорю, что считаю нужным».
Особенное недовольство чиновников от медицины вызвала принципная позиция Ж.Возиановой, когда решался вопрос о внеплановой вакцинации против кори и краснухи в прошедшем году, пишет «Зеркало недели». Понятно, что Жанна Ивановна выступает против поголовных прививок: если безотступно рекомендуете это делать — сначала исследуйте человека, обусловьте его иммунный статус, а позже решайте — необходимо это ему либо нет. (На что бюрократы, обычно, отвечают: так это очень недешево.) Академик убеждена: «Во время вспышки сезонных ОРВИ, а тем паче, когда разгорается эпидемия, делать прививки нельзя. Ведь никто не знает, инфицирован на этот момент человек либо нет, он просто может не выдержать вакцинальной нагрузки».
Наука считает, что иммунный ответ может сформироваться только через месяц, что автоматом исключает вопрос вакцинации в сегодняшних критериях. Того же представления держится и главный доктор Львовской поликлиники скорой помощи Мирон Борисевич, который работает в эпидочаге уже которую неделю. Спецы санэпидслужбы почему-либо убеждены, что иммунитет полностью может сформироваться за семь дней, так что самое время делать прививки. Но против какого из вирусов, если их циркулирует четыре? Похоже, президента им удалось уверить. В собственном воззвании он заявил: «Единственным средством предупреждения хоть какой инфекции является вакцинация… Как глава страны, прошу вас, дорогие сограждане, пересмотреть свое отношение к вакцинации и в случае необходимости, подчеркиваю, только после консультации с доктором, сделать ее».
Жалко, что никто так и не осмелился доложить главе страны, что у нас не только лишь медикаменты в аптеках кончились, да и докторы — первичное звено мед помощи, издавна уже мучается от недостатка кадров. С кем консультироваться, если врачи, которые еще держатся на ногах, работают днями без замены?!