Нарушения в инфекционном контроле над процедурами были связаны с передачей ВИЧ среди людей, получающих гемодиализ в Саудовской Аравии, сообщают исследователи в интернет-издании Клинических Инфекционных Заболеваний. Начавшаяся в конце 2011 года вспышка включала трех пациентов.
«Наше исследование имеющихся данных обнаружило несовместимые методы инфекционной профилактики и контроля МПК в качестве причины начала вспышки,» комментируют авторы. «Используя эпидемиологические методы, мы смогли продемонстрировать биологически правдоподобную связь между перерывами в использовании этих методов и передачей ВИЧ-инфекции».
Гемодиализ является наиболее распространенной формой диализа и часто необходим людям с заболеванием почек. Он удаляет отходы из крови путем пропускания крови через систему фильтрации. Гемодиализ был связан с передачей вируса гепатита С (HCV) и вируса гепатита В (HBV) в медицинских учреждениях, однако при этой процедуре риск передачи ВИЧ весьма низок. Тем не менее, пять вспышек гемодиализа связанных ВИЧ произошли в начале 1990-х, в связи с ограниченным количеством ресурсов.
В начале 2012 года органы здравоохранения в Саудовской Аравии были уведомлены о трех ВИЧ-инфекциях у пациентов, которые получали помощь на одном и том же устройстве гемодиализа. Исследователи использовали технологию, называемую филогенетический анализ, чтобы увидеть, связаны ли три ВИЧ-инфекции генетически. Они также контролировали процедуры инфекционного контроля в 16 отделениях гемодиализа в Саудовской Аравии для выявления возможных нарушений, связанных с передачей инфекции.
Вероятным источником был новый пациент, который ранее получил помощь на двух других устройствах гемодиализа. У 46-летней женщины была терминальная стадия почечной болезни, и раньше она получала диализ в течение двенадцати лет, а также была носительницей хронического гепатита. Ее результаты тестирования на ВИЧ были отрицательными в сентябре 2011 года, но тестирование на ВИЧ не было завершено до ее диализа на новой установке. Она была дважды госпитализирована в сентябре и октябре 2011 года с симптомами, соответствующими острой ВИЧ-инфекции: опухание желез, лихорадка и анемия.
Вторым пациентом была 70-летняя замужняя женщина, которая получала диализ в течение 20 лет и была носительницей гепатита С. Третий пациент — замужняя 30-летняя женщина с терминальной стадией почечной недостаточности и гепатитом С.
Мужья всех трех женщин прошли тестирование на ВИЧ, результат которого оказался отрицательным, и все женщины отрицали сексуальные отношения и употребление наркотиков, которые могли быть напрямую связанны с риском передачи ВИЧ.
Филогенетический анализ показал четкую взаимосвязь между тремя ВИЧ-инфекциями, и результаты были совместимы с недавней передачей. Гепатит С пациентов не имел генетической связи.